08:09

私を殺す

Шиллер писал:

"Сомнение совести:

Ближнему охотно служу, но -увы! -имею к ним склонность.

Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственнен я?

 

Решение:

Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презрение

И с отвращением в душе, делай, что требует долг."

(Шиллер Ф. собр.соч., т.1, М., 1955, с.243)

 

Пояснение:

С точки зрения Шиллера, согласно категорическому императиву человек уже как бы заранее должен стыдиться тех чувств, которые он испытывает, совершая доброе деяние. Ведь императив требуе от него исполнения долга, а это едва ли приятно. Так считает поэт.

P.S. тоже пояснение можно встретить в работе Мамардашвили М.К. в его статье "Сознание как философская проблема" (Вопросы философии 1990 год №10)

 



Вопрос: согласны с мнением Шиллера?
1. да 
13  (8.9%)
2. нет 
72  (49.32%)
3. частично 
61  (41.78%)
Всего:   146
Комментарии
14.03.2010 в 11:48

фига
Странное пояснение.
Шиллер здесь говорит, что выборочное добро (в данном случае, добро по отношению к хорошим, приятным тебе людям) - это ещё не нравственность. нравственность - добро без условий, независимое от адресата (представь, что ты ненавидишь этих людей - сделал бы ты им добро?).

так считает поэт
о стыде за свои чувства и о приятности/неприятности выполнения долга в данном отрывке ничего нет. и говорить, что "поэт так считает", несколько... хм... даже не знаю...
14.03.2010 в 15:52

[Kelly services] / slackerbitch, faghag, whore. ©
Ad_hoc
вы тоже категорично утверждаете, как и автор опроса. вы были знакомы с Шиллером?

а вообще, я не въехал в смысл совершенно.
14.03.2010 в 16:02

фига
hkfarewell
цитата есть цитата. вчитывать туда лишнее - фактическая ошибка. но ваша позиция понятна, раз вы "не въехали в смысл", вам сложно отличить мою трактовку от исходной.

с Шиллером лично - нет, но с трудами знакома. а про категорический императив курс лекций читаю иногда ;)
14.03.2010 в 16:05

[Kelly services] / slackerbitch, faghag, whore. ©
Ad_hoc
я и не претендую на понимающего, и трактовка меня мало волнует, раз уж я не въехал. просто ваш тон так же категоричен, как тон автора, при этом вы ему указываете на то, что он слишком самоуверенно высказывается о мнениях Шиллера.)
14.03.2010 в 16:09

фига
hkfarewell
но я ничего не говорю о мнениях Шиллера) я говорю о данной цитате конкретной. либо не та цитата, либо не то пояснение. с цитатой я согласна, а с пояснением нет. как голосовать, не знаю :weep2:

там ссылка появилась на Мамардашвили))) аргумент к авторитету - не аргумент, но пусть на совести Мераба Константиновича остается. умеющий читать - да прочтет.
14.03.2010 в 17:58

hkfarewell, ты тупишь. хД
напиши мне в умыл, я тебе объясню, что имел в виду Шиллер.

по поводу опроса:
нет, я с поэтом не согласен, я человек вообще исключительно неприятный, как говорят люди знакомые. я добро делаю исключительно ради собственной выгоды, и уж точно никакие моральные устои меня не угнетают в этом вопросе.
14.03.2010 в 18:12

фига
fucking oxymoron
вот та же фигня у меня))) только я оцениваю это как согласие с Шиллером :) : признаю ту трактовку нравственности, но просто себя к нравственным не отношу и не парюсь. как-то так.
14.03.2010 в 18:23

Ad_hoc
я вас немного недопонял. вы считаете, что такая нравственность имеет место быть, но вы конкретно - человек, далёкий от нравственности? или как?
извините, я очень сонный и туплю))
14.03.2010 в 19:01

Я НЕ В ТЕМЕ!
То есть остается ли правильным правильный поступок, который тебе нравится делать?
14.03.2010 в 19:51

фига
fucking oxymoron
эта модель нравственности кажется мне наиболее адекватной общим представлениям (в нее религиозная отлично укладывается, а значит, и общая бытовая, раз уж цивилизация у нас христианская). это, конечно, шарообразная нравственность в вакууме, в природе - нет, в голове как идеал - да.

я лично по жизни и сознательно от такой нравственности далека и скорее прагматик, что делает меня безнравственной по большей части (в суровых глазах общественности) - ну или циничной, скажем так, и меня это не тревожит обычно. но если мне приходится сталкиваться со своей совестью - она у меня оттуда всё-таки.

Lans-Kaspier
по пояснению получается так. а по Шиллеру, кажется, нет) там речь о том, что добрый поступок с удовольствием никак вообще не связан. то есть ни удовольствие, ни неудовольствие не являются показателем.
14.03.2010 в 19:58

Ad_hoc
спасибо, теперь всё предельно ясно.)
я, пожалуй, по большинству пунктов с вами солидарен.